Пророк Иона

   Одна из моих самых любимых книг Ветхого Завета это книга Пророка Ионы. И вовсе не потому, что она содержит в себе самое короткое повествование среди всех книг Ветхого Завета. Этот краткий рассказ об одной только истории в жизни Пророка Ионы дает нам столько пищи для размышления, что порой  удивляешься, как в столь небольшом, но лаконичном тексте умещается всего разного-многообразного. Ну и наконец, книга заслуживает нашего внимания уже только тем, что о событиях, описываемых в ней, упоминает Господь наш - Иисус Христос.

 

Поручение.

   Начинается книга тем, что Бог призывает Пророка Иону идти в Ниневию и объявить, что город будет разрушен "встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня." 
‌   И что же делает Иона? Он, пророк Бога Живого бежит, чтобы укрыться от лица Господа! Как это вообще возможно? Здесь следует пояснить, что Ниневия город в Ассирийском царстве, с которым тогда у Израильтян были натянутые и даже враждебные  отношения. Но это не повод отказываться от пророческой миссии возложенной на него самим Богом. Дело в том, что никто из Пророков, описанных в Библии не отказывался выполнить Волю Бога, кроме Ионы. Да, были пророки, которые выражали сомнения в своих силах выполнить поручение, но никто не бежал, чтобы укрыться от лица Господа. Так в чем же дело? Давайте остановимся на этом подробнее.

   Сразу отметим для себя, то, что Иона не был "плохим слугой" ибо таких Господь не призывал на пророческое служение. Быть пророком Божьим всегда было честью для избранного. И это служение гарантировало защиту Божью в самых сложных ситуациях. Так что дело тут точно не в страхе перед ниневитянами. В последующих главах мы узнаем, что Иона все же исполнил поручение Бога и после его проповеди жители города, включая царя, покаялись в своих грехах и постились в надежде, что Бог помилует их. И Бог помиловал, чем очень расстроил Пророка Иону. И тут Иона сам объясняет почему он сначала не хотел выполнить Волю Божью: "о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии."

   Итак, что мы имеем: Ниневитяне - по сути враги Израильтян. Бог посылает Иону к врагам, чтобы объявить что они погибнут за злодеяния свои. Пророк Иона, знает, что Бог многомилостивый и может помиловать ниневитян, если они покаются. Может показаться, что Иона просто не хотел помилования врагам своего народа? Однако эта версия будет невероятной, и вот почему: Бог никогда не выбирает себе в пророки людей, которые могут даже подумать о том, чтобы поставить свое мнение или убеждения выше Воли Божьей. Он выбирает только достойных. А Иона не мог не понимать, что для жителей Ниневии ничего не изменится от его упрямства. Что же тогда побуждает пророка Иону бежать? Откуда он мог знать, что Ниневитяне покаются? "Не это ли говорил я, когда еще был в стране моей?" (Иона гл.4 стих2)

   Можно предположить, что он знал особенности их характера, бывал в этом городе и что слова его проповеди будут иметь для них вес. Из этого следует, что он имел в глазах жителей этого города репутацию пророка Божьего.  Учитывая развитую торговлю в регионе, в Ниневии могли жить люди знавшие о том, кто такой пророк Бога Израилева Иона. В 4-й книге Царств мы находим еще одно упоминании о пророке Ионе. Речь идет о царе Иеровоаме II: "Он восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни, по слову Господа Бога Израилева, которое Он изрек чрез раба Своего Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера" (4-я Царств, 14:25). Считается, что эти события были раньше, чем те о которых повествует Книга Ионы. Что скажут люди о человеке, о котором они слышали, что он пророк Бога, если он произнесет пророчество о каком-либо событии, а оно не произойдет? А вот что: "Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей" (Втор. 18:22).

 

Корабль в Фарсис, шторм и кит.

Если Иона заранее знал результат своей проповеди, то можно предположить, что именно страх того, что его сочтут лжепророком и само Имя Господне может быть подвергнуто поруганию, не позволил Ионе сразу же исполнить поручение Бога. Ситуация, что называется, патовая. А поскольку выхода в сложившейся ситуации он не находил, решил просто бежать как можно дальше от Ниневии. Все мы люди со своими слабостями. Человек слаб. Что делаем мы в сильном эмоциональном состоянии, когда кажется, что все плохо и выхода нет? Хочется свернуться калачиком, в позе эмбриона, где-нибудь там, где тебя никто не побеспокоит и заснуть. А если вы плывете на утлом суденышке посреди штормового моря? Лучше трюма места не найти. Так и поступил Пророк Иона, поднявшись на борт корабля идущего в Фарсис.

   События, которые произошли далее кажутся вообще фантастическими, ну или сказочными, кому как угодно: попутчики на корабле, весьма разношерстная компания (разных народов и вероисповеданий), начинают молиться каждый своему богу, чтобы буря утихла и им не потонуть. А Иона спит. Буря, качка, суета, паника находящихся на корабле, а он спит. Так бывает с человеком, "выжатым" эмоционально и физически. Его будят, говорят, чтобы и он помолился своему Богу. Но как он может молиться Тому от Кого бежит? Попутчики бросают жребий, чтобы понять "за кого постигает нас сия беда". Жребий выпадает на Иону. Они все верят в то, что Бог укажет им человека, из-за которого их постигла беда, с помощью жребия. В древнем Израиле тоже пользовались жребием, когда хотели узнать Волю Бога.

   Узнав, что Иона из иудеев, почитающих Единого Бога, Создателя Неба и Земли, попутчики испугались: "И устрашились люди страхом великим и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им." (Иона 1:10).
‌Они спрашивают: "что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Ибо море не переставало волноваться." (Иона 1:11)
‌Пророк Иона отвечает своим попутчикам: "возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас" (Иона 1:12).
‌Но, что происходит дальше:  эти люди, не знающие Истинного Бога, поклоняющиеся идолам и своим  выдуманным богам, видя в Ионе человека необыкновенного и желая его спасти, не бросают Иону в море, вместо этого они начинают усиленно грести, чтобы пристать к берегу. И только, видя бесперспективность своих попыток они решаются бросить Пророка Иону в море:  "Тогда воззвали они к Господу и сказали: молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную; ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе!" (Иона 1:14).

   И тотчас море утихло. А оставшиеся на корабле, видя это, поклонились Господу.
"И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты." (Иона 1:16).
Обет - здесь обещание принести жертву Богу в благодарность за избавление от смерти.
Впервые прочитав эти строки, я обрадовался, что обратились попутчики Ионы в веру Истинного Бога, и лишь позже я узнал, что в порядке вещей для того времени было чтить и приносить жертвы нескольким богам. Впрочем, мы ничего не знаем об их дальнейшей судьбе и можно надеяться, что Промысел Божий не оставил их в идолопоклонстве.
   А для Пророка Ионы, брошенного в море, все только начиналось. 
Что значило тогда и сейчас море для человека попавшего в него? Если нет навыков хорошего пловца, на тебе мокрые одежды, до берега далеко? Через какое-то время неподготовленного человека в открытом море ждет смерть. Но Бог приготовил для своего пророка другую участь - его проглотил кит (в оригинале "большая рыба").

 

Молитва Ионы.

   Поняв что он еще жив, Иона воспринимает это как спасение посланное Богом. Пророк благодарит Господа и раскаивается в своем непослушании.
"и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой." (Иона2:3)

   Пробыл Пророк Иона во чреве кита 3 дня и три ночи.
"Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною." (Иона 2:4)
Молитва Ионы очень похожа на некоторые строки из псалмов -хвалебных песен, которые сочинили царь Давид и сыновья Кореевы.
"И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой." (Иона 2:5)

   Вот, к примеру, сравните: "В смятении моем я думал: «отвержен я от очей Твоих»; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе.(Псалтирь, 30:23)
Судя по всему, Пророк Иона знал эти псалмы наизусть. Это мы сейчас читаем псалмы, а раньше их пели с музыкальным сопровождением. Следует сказать, что псалмы и писались и, как правило пелись в особом эмоциональном настроении, в радости, преисполнившись чувства благодарности, в тревоге, ища Божьей защиты, испытывая искреннее раскаяние. А теперь представьте себе человека сидящего во чреве кита и  поющего псалмы. Кстати, ученые, пытаясь понять, возможно ли в действительности, чтобы человек выжил после того как его проглотил кит, пришли к выводу, что такое вполне может быть, хотя шансы на это ничтожно малы. Но, все в руках Господа, а мы немного отвлеклись.

 

Ниневия. Пророчество, которое не сбылось.

   Итак, кит, по милосердию Божьему, выплевывает Пророка Иону. Господь дает пророку второй шанс исполнить свое поручение. И на этот раз Иона, смирившись, идет в Ниневию и проповедует. Он говорит о том, что город будет разрушен через 40 дней. Вообще, число 40 довольно часто встречается в Священном Писании. 
"И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. (Иона 3:5)
И даже царь, сняв с себя царские одежды, оделся во вретище и посыпал голову пеплом. 
"и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили. (Иона 3:7)
На улицах Ниневии стоял плач и стенания раскаявшихся людей, мычание и блеяние голодного и жаждущего скота. Господь услышал их горячие молитвы и помиловал их. Пророчество Ионы не исполнилось.
   Он был очень огорчен этим. "И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии." (Иона 4:2)
Пророк Иона, опасаясь, что теперь его будут считать лжепророком, просит Бога послать ему смерть.
После этого он, соорудив себе от зноя кущу, садится с восточной стороны города, надеясь, что Бог все же разрушит город, хотя 40 дней уже прошло. Но днем зной очень сильный и легкий шалаш из веток не спасает от него. 

 

Спасительная тень.

   И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению." (Иона 4:6)

   Что же за растение выросло над пророком Ионой? В еврейском тексте растение обозначено словом kijkajon.  Латинское название этого растения 
Ricinus Communis, другие ее названия: Рицинус, Кастор, Христова пальма. У нас оно зовется клещевина. 
"И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло." (Иона 4:7)

   Долгое время ученые не могли найти насекомое, которое за одну ночь могло бы подточить корни этого растения так, чтобы оно погибло. Ведь клещевина ядовита. Было установлено, что есть вид гусеницы, которая питается Рицинусом, более того, они способны в короткое время погубить растение.  Пророк Иона был очень расстроен увяданием растения, давшего ему спасительную тень  и облегчение от жары. 

   И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти.
Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?" (Иона 4:9-11).

   Бог каждое мгновенье ждет от нас искреннего и нелицемерного покаяния, готовый простить нас, неразумных Его созданий, запутавшихся в своих грехах. Как мы порой возмущаемся, видя что не карает Бог какого-то отъявленного преступника, а Он, милосердный ко всем созданиям своим, знает (ибо Творец всегда знает свои творения)  что не все еще потеряно для того или иного человека. А нам следует помнить, что, как и жители Ниневии, которым пророк Иона возвестил Слово Его, покаялись, отвратились от злых дел своих и были помилованы, как раскаялась Мария Египетская и в посте и молитве обрела прощение, как был прощен разбойник на кресте, так и мы, грешные, покаявшись искренне, смеем надеяться на Милость Господа Бога нашего. Аминь.

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями

Пророчества Иоанна Богослова

-Что ждёт преемника моего, цесаревича Александра?

-Француз Москву при нём спалит...

Пророчества Авеля Вещего

И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седьмины прекратится жертва и приношение, и на крыльце святилища будет мерзость запустения, и окончательно предопределенная гибель постигнет опустошителя

Пророчества из Книги Даниила

«Как нельзя разделить Святую Троицу Отца и Сына и Святого Духа — это Един Господь Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию — это вместе — Святая Русь». Преподобный Лаврентий Черниговский
На вопрос: "А что будет с Украиной и Белоруссией?" старец ответил, что все в руках Божиих. Те, кто в этих народах против союза с Россией - даже если они считают себя верующими - становятся служителями диавола. У славянских народов единая судьба, и еще скажут свое веское слово преподобные Отцы Киево-Печерские - они вместе с сонмом новомучеников Российских вымолят новый Союз трех братских народов» Старец Серафим (Тяпочкин).
Преподобный Лаврентий Черниговский (умер в 1950 году) говорил: “Наши родные слова - Русь и русский. Нельзя забывать, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев - это второй Иерусалим и мать городов русских. Киев без великой России и в отдельности от России немыслим... Слово “окраина” - это унизительное слово! Нам узаконили слова “Украина” и “украинцы”, чтобы мы охотнее забыли своё название русских и оторвались от Святой Православной Руси” Он предостерегал от самосвятской украинской группы и унии. Наместник Киево-Печерской лавры отец Кронид как-то возразил батюшке, что униаты и самосвяты на Украине уже исчезли. Старец печально покачал головой: “С сатанинской злобой ополчатся они против веры и Церкви православной, но ждёт их позорный конец, а их последователи понесут небесную кару”. (Источник: книга Дмитрия Орехова “Русские святые и подвижники ХХ столетия”)
Обратная связь
Прилуцкий монастырь